Г. В. Адамовичу

Clamart (Seine)
10, Rue Lazare Carnot
31-го марта 1933 г.

Милый Георгий Викторович,
Большая просьба: 20-го у меня доклад – Эпос и лирика Сов<етской> России[1] – т. е. то, что печаталось в Нов<ом> Граде + окончание, как видите – приманка сомнительная.
Не можете ли Вы придти мне на выручку, т. е. сказать о сов<етской> поэзии, что угодно, но заранее дав мне название, – как бы ни было коротко то, что Вы собираетесь сказать, – чтобы мне можно было дать в газетах. На этот раз мне придется выезжать на содокладчиках, ибо вещь во-первых коротка, во-вторых частично уже напечатана, а другой
у меня сейчас нету, п. ч. всю зиму писала по-французски[2].
Но – главное – будете ли Вы в Париже 20-го апреля?[3] – (Четверг пасхальной недели).
Не пугайтесь содоклада, п. ч. прошу еще нескольких, – дело не в длительности, а в разнообразии, – если я устала от себя на эстраде, то каково же публике!
Вечер, увы, термовый и даже с опозданием на 5 дней – но нельзя же читать о Маяковском как раз в первый день Пасхи!
Вы чудесно выступили на <Бл> Жиде[4] (почему я чуть было не написала о Блоке? М. б. в связи с Пасхой, – единственно о ком бы, и т. д.), т. е. сказали как раз то, что сказала бы я. Иного мерила, увы, у нас нету!
А каков Мережковский с chien и parfum??[5] Слава Богу, что Вайан[6] по глупости, не понял. КАКОЙ ПОШЛЯК! БЕДНЫЙ ЖИД!
До свидания! Жду ответа. Если да – не забудьте сказать – о чем.
МЦ.
<Приписка на полях:>
Будете отвечать – дайте мне пожалуйста свой адрес: противно писать в пустоту: на газету.

 

Адамович Георгий Викторович (1892 –1972) – поэт и литературный критик. Входил в созданный акмеистами «Цех поэтов». С 1923 г. в эмиграции, обосновался в Париже. Один из ведущих критиков русского зарубежья, руководил литературно-критическим отделом журнала «Звено», постоянно вел отдел критики в «Последних новостях». Г. В. Адамовичу принадлежат более 40 откликов на произведения Цветаевой, откликов самых различных, от хулы до хвалы, но чаще всего содержащих и то и другое. Его критические статьи о поэтах в периодике, вместе с подобными статьями еще нескольких критиков, послужили поводом для написания Цветаевой статьи «Поэт о критике» (см. т. 5).
Знакомство Цветаевой с Адамовичем состоялось в январе 1916 г. в доме Канегиссеров в Петербурге (см. комментарии к очерку «Нездешний вечер» в т 4). В эмиграции их встречи с начала 1926 г. были частыми и более или менее регулярными. Происходили они, главным образом, на литературных вечерах Союза молодых поэтов, объединения «Кочевье», франко-русских собеседованиях, вечерах «Чисел» и др. и продолжались вплоть до 1938 г.
Впервые – НП. С. 388–389. Печатается по тексту первой публикации.

 

Сноски    (↵ вернуться к тексту)

  1. О вечере 20 апреля 1933 г. см. комментарий 2 к письму 104 к С. Н. Андрониковой-Гальперн. «Эпос и лирика современной России» – см. т. 5 и письма к Г. П. Федотову.
  2. Речь идет о «Флорентийских ночах» См. также письмо 67 к А. А. Тесковой (т. 6) и письмо 103 к С. Н. Андрониковой-Гальперн.
  3. Сведений об участии Адамовича в вечере Цветаевой обнаружить не удалось, скорее всего, его там не было.
  4. Жид Андре – см. письмо к нему. Вечер под названием «Андре Жид и СССР», организованный журналом «Числа», состоялся 28 марта 1933 г. в зале «Сосьэте Савант» (8, rue Danton). В № 9 «Чисел» был напечатан о нем краткий отчет (С. 199): «После вступительного слова Г. Адамовича, пытавшегося уяснить психологические причины эволюции Андре Жида, Д. С. Мережковский красноречиво охарактеризовал советский строй, как неслыханное рабство, уничтожающее и умерщвляющее не только тело, но и дух. После выступлений А. Даманской и Г. Федотова слово было дано Вайяну-Кутюрье, выступившему с крикливой апологией советского строя и коммунизма. Вайяну-Кутюрье чрезвычайно убедительно возразил М. Слоним, подчеркнувший, что он говорит от лица соц<иал>-революционеров и критикует утверждения Вайяна-Кутюрье не справа, а слева, и, перефразировав слова самого А Жида, заявил, что «коммунизм есть плохо играемая пьеса».
    Речь Слонима вызвала шумное одобрение большинства и не менее шумные протесты многочисленных коммунистов, присутствующих в зале.
    После вторичного, демагогического выступления В.-Кутюрье Н. Оцуп закончил прения, вновь их переведя в область литературно-психологическую».
  5. См. выше отчет о вечере.
  6. Вайан – Вайян-Кутюрье Поль (1892–1937) – французский писатель, видный деятель коммунистического движения, главный редактор газеты «Юманите» (с 1926 г.).

Марина Цветаева

Хронологический порядок:
1905 1906 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925
1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941

ссылки: