Волошину М. А. 26-е июля 1911 г.

17

Усень-Ивановский завод[1].
26-го июля 1911 г.

Дорогой Макс,

Если бы ты знал, как я хорошо к тебе отношусь!

Ты такой удивительно-милый, ласковый, осторожный, внимательный. Я так любовалась тобой на вечере в Старом Крыму[2], — твоим участием к Олимпиаде Никитичне[3], — твоей вечной готовностью помогать людям.

Не принимай все это за комплименты, — я вовсе не считаю тебя какой-нибудь ходячей добродетелью из общества взаимопомощи, — ты просто Макс, чудный, сказочный Медведюшка. Я тебе страшно благодарна за Коктебель, — pays de redemption[*], как называет его Аделаида Казимировна[4], и вообще за все, что ты мне дал. Чем я тебе отплачу? Знай одно, Максинька: если тебе когда-нибудь понадобится соучастник в какой-нибудь мистификации[5], позови меня… Если она мне понравится, я соглашусь. Надеюсь, что другого конца ты не ожидал?

Я опять принялась за Jean Paul’a[6] — y него чудные изречения, напр<имер>: Так же нелепо судить мужчину по его знакомым, как женщину по ее мужу.

Нравится? Но не это в нем главное, а удивительная смесь иронии и сентиментальности. К тому же он ежеминутно насмехается над читателем, вроде Th. Gautier.

Что ты сейчас читаешь? Напиши мне по-настоящему или совсем не пиши.

Последнее мне напоминает один случай из нашего детства. «Он был синеглазый и рыжий», т. е. один чудный маленький мальчик в Nervi долго выбирал между Асей и мной и в конце концов выбрал меня, потому что мы тогда уехали. В Лозанне мы с ним переписывались обе, и однажды Ася получает от него такое письмо: «Пиши крупнее или совсем не пиши»[7].

Загадываю сейчас на тебя по «Джулио Мости» — драматической фантазии в 4-х дейс<твиях > с интермедией, в стихах. Сочинение Н. К., 1836 г.[8]

1. Твое настоящее:

Чем оправдаешь честного Веррино?

2. Твое будущее:

Я у него была: он предлагал
Какую-то свободную женитьбу.

Не моя вина, что выходят глупости!

Загадываю Лиле[9].

1. Ее настоящее:

И отпусти ей грех, когда возможно,
И просвети ее заблудший разум,
Но не карай несчастную!

2. Ее будущее:

И может быть, вдвоем гораздо больше
Найдешь источников богатства.

1. Верино настоящее[10]:

Готова ль ты свое оставить место
И домом управлять?

2. Верино будущее:

Что за история! Совсем одета
Так рано! Не спала, — постель в порядке…

Максинька, об одном тебя прошу: никого из людей не вталкивай в окно сестрам, как — помнишь? — втолкнул меня. Мне это будет страшно обидно. М. б. ты на меня за что-нибудь сердишься и тебе странно будет читать это письмо, — тогда читай все наоборот.

МЦ.

Адр<ес>: Усень-Ивановский завод, Уфимской губ<ернии>, Белебеевского уезда, Волостное правление, мне.

P. S. Пиши скорей, почта приходит только два раза в неделю и письма идут очень долго.

Скажи Елене Оттобальдовне, что я очень, очень ее люблю, Сережа тоже.

Сноски    (↵ вернуться к тексту)

  1. В начале июля М. Цветаева и ее будущий муж С. Я. Эфрон переехали из Коктебеля в Уфимские степи для лечения Сергея Яковлевича кумысом от туберкулеза.
  2. О совместной поездке коктебельцев в Старый Крым рассказывает А. И. Цветаева в своих «Воспомннаншх» (А. Цветаева. С. 391–392).
  3. Сербинова О. Н. (урожденная Ермакова; 1879–1955) — певица, жительница Старого Крыма.
  4.  Страна искупления (фр.).
  5. Герцык А. К. О своей дружбе с Герцык Цветаева писала в очерке «Живое о живом»: «…она в моей жизни такое же событие, как Макс, а я в ее жизни событие, может быть, большее, чем я в жизни Макса». Свой второй сборник «Волшебный фонарь» М. Цветаева подарила А. Герцык с такой надписью: «Моей волшебной Аделаиде Казимировне — Марина Цветаева. Москва, 27-го февраля 1912 г.» (Хранится в частном собрании).
  6. Страсти М. Волошина к «мифотворчеству» М. Цветаева посвятила многие страницы в очерке «Живое о живом».
  7. См. письмо 13 и комментарий 1 к нему.
  8. Подробно о пребывании сестер Цветаевых в 1902–1903 гг. в Нерви в Италии см.: А. Цветаева. С. 93–129. Там же говорится об их дружбе с Володей Миллером, сыном хозяина «Русского пансиона». М. Цветаева посвятила ему стихотворение «На скалах» («Он был синеглазый и рыжий…») и «Он был синеглазый и рыжий…» («Костюмчик полинялый…»). См. т. 1.
  9. очное название книги: Джулио Мости. Драматическая фантазия в четырех частях с интермедией в стихах. Сочинения Н. К. (Н. В. Кукольника). Спб., 1836.
  10. Лиля — Е. Я. Эфрон.
  11. Вера — В. Я. Эфрон.

Марина Цветаева

Хронологический порядок:
1905 1906 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923 1924 1925
1926 1927 1928 1929 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941

ссылки: