Марина Цветаева. Вечерний альбом. Стихи.
Детство. — Любовь. — Только тени. МОСКВА, — 1910.

ДЕТСТВО.


I.

ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО.

Асе.

Ты — принцесса из царства не светского,
Он — твой рыцарь, готовый на все…
О, как много в вас милого, детского,
Как понятно мне счастье твое!

В светлой чаще берез, где просветами
Голубеет сквозь листья вода,
Хорошо обменяться ответами,
Хорошо быть принцессой. О, да!

Тихим вечером, медленно тающим,
Там, где сосны, болото и мхи,
Хорошо над костром догорающим
Говорить о закате стихи;

6


Возвращаться опасной дорогою
С соучастницей вечной — луной,
Быть принцессой лукавой и строгою
Лунной ночью, дорогой лесной.

Наслаждайтесь весенними звонами,
Милый рыцарь, влюбленный, как паж,
И принцесса с глазами зелеными, —
Этот миг, он короткий, но ваш!

Не смущайтесь словами нетвердыми!
Знайте: молодость, ветер — одно!
Вы сошлись и расстанетесь гордыми,
Если чаши завидится дно.

Хорошо быть красивыми, быстрыми
И, кострами дразня темноту,
Любоваться безумными искрами,
И как искры сгореть — налету!

Таруса, лето 1908.

7


Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. Т. 1. N.–Y., 1980. C. 4.
Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. Т. 1. М., 1994. C. 11–12. (16+12 строк.)

КОММЕНТАРИЙ

1

Марина Цветаева в критике современников. В 2-х ч. Ч. I. 1910-1941 годы. Родство и чуждость / Сост. Л. А. Мнухина; коммент. Л. А. Мнухина, Е. В. Толкачевой. М., 2003.

М. Шагинян. Литературный дневник. М. Цветаева.

Я сказала, что лучшая часть книги – цикл «Детство». С некоторыми, конечно, исключениями. Есть стихи весьма слабые, неинтересные ни в ритмическом, ни в образном смысле и совершенно пустые по содержанию. Они только «милы», той миловидностью, которой подчас отличаются разговоры талантливых людей, – но воспроизводить их и делать известными публике вряд ли нужно. Таково второе в книге стихотворение «Лесное царство», напечатанное разве что за последний довольно красивый куплет. Таковы «В зале», «В сумерках», «Летом», «Второе путеществие» и т.д. В каждом из них есть удачные строки, иногда удачная рифма, – но в целом они придают книге юношеский характер, будучи совершенно бесценными наряду с прочими стихотворениями.

Стр. 32

Приазовский край (Ростов-на-Дону). 1911. №259. 3 октября. С. 2.

2

Цветаева М. И. Стихотворения и поэмы: В 5 т. [1980–1990]. Т. 1. Стихотворения 1908—1916 / Сост. и подгот. текста А. Сумеркина. Предисл. И. Бродского. Коммент. А. Сумеркина и В. Швейцер. N.–Y., 1980–1990.

Лесное царство. Посвящается сестре Анастасии (см. выше).

А. Сумеркин, стр. 280

После смерти матери между Мариной и Анастасией (р. 1894) установилась тесная дружба. А. Цветаевой посвящены многие стихотворения первых трех книг Цветаевой.

А. Сумеркин, стр. 279

3

Цветаева М. И. Собрание сочинений: В 7 т. [1994–1995]. Т. 1 / Сост., подгот. текста и коммент. А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина. М., 1994–1995.

Лесное царство. — Ася — Анастасия Ивановна Цветаева (1894–1993), младшая сестра поэта. Ей посвящены многие стихотворения 1908–1913 гг. В «Воспоминаниях» А. Цветаевой, изданных «Советским писателем» в 1971, 1974 и 1983 гг., подробно описаны детские и юношеские годы Марины Ивановны.

А. А. Саакянц, Л. А. Мнухин, стр. 590

4

Цветаева М. И. Книги стихов / Сост., комм., статья Т. А. Горьковой. М., 2004.

С. 8. Лесное царство. Ася. — Цветаева Анастасия Ивановна (1894–1993) — младшая сестра Марины Цветаевой, впоследствии писательница, мемуаристка. Своей сестре Марина Цветаева посвятила не одно стихотворение. 1908–1913 гг. В «Воспоминаниях» А. Цветаевой, изданных «Советским писателем» в 1971, 1974 и 1983 гг., подробно описаны детские и юношеские годы Марины Ивановны. Как искры сгореть налету!.. — Возможно, перекличка со стихотворением А.Полонского «Песня цыганки» (1853), ставшим знаменитым романсом: «Мой костер в тумане светит, // Искры гаснут на лету».

Т. А. Горькова, стр. 719

5

Библиография: Марина Цветаева. =Bibliographie des œuvres de Marina Tsvétaeva / Сост. Т. Гладкова, Л. Мнухин; вступ. В. Лосской. М.; Paris, 1993.

Лесное царство 1, 2 ; 30, I, 2 ; 55, I, 2

Стр. 633

1 — ВЕЧЕРНИЙ АЛЬБОМ. Стихи. Детство – Любовь – Только тени. – Москва, Тов. тип. А. И. Мамонтова, 1910, 225 р.

        Id. — Paris, LEV, 1980, 238 p.
        Id. — Москва, Книга, 1988, 232 р. (Réimpr.)

Стр. 21

30 — СТИХОТВОРЕНИЯ И ПОЭМЫ: В 5-ти томах. — New York, Russian Publishers Inc., 1980-1983, t. 1-4 [Vol. 5 en preparation.].

Стр. 87

55 — СОБРАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЙ, ПОЭМ И ДРАМАТИЧЕСКИХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ В 3-х ТОМАХ. Вступительная статья А. А.           Саакянц. Составление и подготовка текста А. А. Саакянц и Л. А. Мнухина. Том I. Стихотворения и поэмы 1910-1920. — Москва,           Прометей, 1990, 655 р.

Стр. 250

6

Шевеленко И. Д. Литературный путь Цветаевой: Идеология—поэтика—идентичность автора в контексте эпохи. М., 2002.

Игрой в «рыцарей» и «принцесс», культивируемой в детской компании, пронизано детство героини повести Чарской «За что?»: сама героиня воображает себя «принцессой», а ее знакомые кавалеры берут на себя роль «рыцарей», ей служащих и ее охраняющих. Таким образом, игра, предложенная книгой, попадает в стихотворение Цветаевой как известный и пишущему и адресату [А.Цветаевой] способ описания жизненных отношений.

Стр. 47

7

«ЛЕСНОЕ ЦАРСТВО» открывает «Детство», первый раздел «Вечернего альбома». Это самое раннее из датированных стихотворений сборника. Прототипом «рыцаря» мог быть девятнадцатилетний А. К. Виноградов, который ухаживал за тринадцатилетней А. Цветаевой и посвящал ей стихи. Впоследствии он был карикатурно изображен в мемуарной новелле М. Цветаевой «Жених». Мотивы «луны» и встречи на «миг» отсылают к сюжету «Аси» И. С. Тургенева: «А названа она в честь той Аси (“Вы в лунный столб въехали, Вы его разбили!”)». См.: Цветаева М. И. Собр. соч.: В 7 т. 7. М., 1995. C. 257. В своих «Воспоминаниях» А. Цветаева сообщает о своем увлечении Тургеневым в этот период. Стихотворение написано 3-стопным анапестом с чередованием дактилических и мужских окончаний, характерным для поэзии Н. А. Некрасова («Рыцарь на час») и его эпохи. См.: Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М., 2000. С. 179–180. Слова нетвердые – слова, имеющие сиюминутную силу, верные только для данного момента. Уже в этом стихотворении Цветаевой затронута тема предпочтения поэтической и любовной «лжи» прозаической повседневной «правде».

Орфографические допущения. Не воспроизводятся буквы, отсутствующие в современном алфавите (ѣ, ѳ, i, ъ в соответствующих позициях). Не соблюдаются устаревшие нормы написания приставок (разстанетесь), падежных окончаний (светскаго, милаго, детскаго).

Р. Войтехович

Марина Цветаева

Алфавитный порядок:
А Б В Г Д Е Ж З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Х Ц Ч Ш Щ Э Ю Я
A B C D E F G H I J K L M N O P Q R S T U V W X Y Z
1918

Хронологический порядок:
1906 1907* 1908 1909 1910 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917 1918 1919 1920 1921 1922 1923
1924 1925 1926 1927* 1928 1929* 1930 1931 1932 1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939 1940 1941
Без даты

ссылки: