7
Clamar, 101, Rue Condorcet
8-го января 1933г.
Милый Георгий Петрович,
Вот, наконец, рукопись.
Обращаю все Ваше внимание на 16 стр<аницу>, где вписка не совсем, не целиком заметна: приоткройте лист, часть вписки слева и скрыта, у меня не было места, а вписка мне необходима. Приоткройте!
Работала над статьей зверски, не отрываясь, полных 3 недели, печатайте петитом, либо делите на два, но не сокращайте, иначе я впаду в отчаяние.
Руднев моих 3 стихов (цикл) Волошину не взял, говорит много – 117 строк, а одного я ему не дала. А сам просил кроме имеющегося «Дома» (38 строк) еще 2–З1. Я послала волошинский цикл (117 стр<аниц>, прося оставить «Дом», тогда выходит 80 с чем-то строк, т. е. как раз те 2–3 стихотворения, к<отор>ые Руднев просил еще. Бог его знает! Ненавижу торговлю, всегда готова отдать даром, но не могу же я дать им место, которого у них для Волошина и меня нет (ВНУТРИ нет!)
А главное – Волошина здесь многие помнят и любят, и многие бы ему порадовались.
Кроме всего у меня переезд и перевод бердяевской статьи, пииту среди полного разгрома2.
Очень жду отзвука на статью. До 15-го адр<ес> прежний, после 15-го
10, Rue Lazare Carnot Clamart
Название прошу без точек и с тире как у меня.
Сердечный привет Вам и Е. А.3.
МЦ.
Название, либо как у меня, либо (оно мне больше нравится, но как хотите, м. б. журналу важнее Эпос и Лирика).
БОРИС ПАСТЕРНАК и ВЛАДИМИР МАЯКОВСКИЙ, т. е. если без эпос и лирика, тогда Бориса на первом месте.
На выбор.
Корректуру умоляю.
Простите прочерк.
8
14-го февраля 1933 г., вторник
Милый Георгий Петрович,
По-моему, Вы очень хорошо поделили – как раз на Петре1. Поделила бы совершенно так же, – естественное деление. Совершенно согласна, что никаких «продолжение следует», – такие оповещения только пугают читателя перспективами разверзающейся паскалевской бесконечности2.
Просто заглавие, и
I
Корректуру исправлю нынче же и доставлю (на дом) завтра.
Большая просьба о гонораре возможно скорее, дела хуже, чем плохи.
И еще другая просьба. На днях доставляю Рудневу все «Живое живом» – о Максе. 90 машинных стр<аниц> по 1800 знаков в странице, т. е. 162 тыс<ячи> печ<атных> знаков, т. е. поделить на нормальных 40 тыс<яч> знаков – 4 печатных листа. Попробуйте убедить Руднева или Фундаминского, что они могут отлично разбить на два № и печатать без шпон, – а то опять это отчаяние сокращений3. Тем более, что я предлагала Рудневу написать отдельную статью о Максе, какую угодно короткую, хоть в пол-листа, но он не захотел, и просил именно эту. Сделайте что можете! Мне здесь не я важна, а Макс. Ведь больше у меня случая сказать о нем – не будет, а у меня он, правда, живой.
Большое спасибо за чудное обращение, так хорошо со мной, с времен Воли России, НИКТО не обращался.
Сердечный привет Вам и Вашим.
Корректуру – завтра.
МЦ.
Clamart (Seine)
10, Rие Lazare Carnot
И – третья просьба: alle guten (или schlechten) Dinge sind drei : об отдельных оттисках статьи, ибо есть надежда переправить и в Россию. Сосинский этим займется охотно, мы с ним приятели4. – Если можно!
9
<15-го февраля 1933 г.>1
Среда
Милый Георгий Петрович,
Из опечаток, верней поправок2 – самая существенная – пропуск на 2-ой стр. Он у меня сделан тщательно, но к кому обратиться, чтобы не перепутали? Довольно с меня и моих «темнот» (NB! убеждена, что пишу яснее ясного!).
Еще: необходимо цитату из Рильке напечатать так:
…die wollten bluhn
Wir wollen dunkel sein und uns bemuhn 3
ибо первая строка – неполная, взята из середины. Я поставила стрелы.
ЗАЗЫВАЛЫ (как менялы)
7 стр<аница> ВРАЗДРОБЬ (NB! слово существует!)
8 стр<аница> сокращение, необходимое, а то жвачка.
Остальные опечатки – буквенные, кое-где добавила и упразднила запятые.
(Руднев напр<имер> уверен, что перед каждым КАК нужна запятая, а это неверно. ЧЕЛОВЕК КАК ЦЕЛОЕ. Здесь напр<имер>, никакой запятой не нужно. Об этом есть и в грамматике но Руднев – между нами – мне – от страха – всюду ставит!).
Еще раз спасибо за такое человечное редакторство. И – ОЧЕНЬ ХОРОШО кончается на Петре. Только хорошо бы, чтобы без опечатки (КОНВУЛЬСКИЙ) Сердечный привет.
МЦ.
10
4-го марта 1933 г.
Clamart (Seine)
10, Rue Lazare Carnot
Милый Георгий Петрович,
Умоляю еще раз написать Фондаминскому о гонораре, нас уже приходили описывать – в первый раз в жизни1.
Привет
МЦ.
11
Clamart (Seine)
10, Rue Lazare Carnot
6-го марта 1933 г.
Милый Георгий Петрович,
Самое сердечное спасибо за аванс – как жаль, что меня вчера не застали, мы с вами так давно не виделись.
А вот строки из письма Руднева (МЕЖДУ НАМИ, а то рассвирепеет – прощай, Макс!).
…Теперь, в порядке не редактора, а читателя, осмелюсь Вам сказать, что удивляет и несколько даже досаду вызывает Ваше (простите) раболепное отношение к М<аксу> В<олошину>. Он – прямо какое-то божество, богоподобное существо, во всех отношениях изумительное. Это – неверно или невероятно, всё равно. А важно то, что Ваша восторженность уже не заражает читателя, а наоборот, настораживает против М<акса> В<олошина>.
О моих личных впечатлениях из совместной и тесной жизни с М<аксом> В<олошиным> в Одессе при случае расскажу1.
Не сердитесь на меня? Но мне очень не хотелось бы для Вас оттенка некоего «ридикуля» в чрезмерной восторженности.
Преданный Вам, и т. д.
Милый Георгий Петрович, если бы писал читатель – мне было бы все равно, но читатель власть имущий есть редактор, и мне совершенно НЕ все равно.
Поэтому не отгрызнулась (а КАК могла бы! Простым разбором понятий раболепства и рудневского «ридикуля») – не отгрызнулась, а ответила мирно – «не будем спорить – как никогда не спорил Макс»… и т. д.
Мне важно, чтобы про Макса прочли все, а потом когда-нибудь, когда больше не буду зависеть от Руднева и Амари (a Marie)2, включу это рудневское послание как послесловие.
Но, в утешение, чудное письмо от бывшей жены Макса (25 лет или больше назад!) – Маргариты Сабашниковой3, художницы, – Вы м. б. ее знали, или ее брата-издателя?4
Когда увидимся, прочту.
Когда – увидимся?
До свидания, еще раз спасибо за выручку. Руднев – между нами. Но при случае воздействуйте в смысле принятия рукописи – она сейчас у него на руках, и он ее читает – от конца к началу и от начала к концу.
До свидания! Скоро в Кламаре будет чудно, – приедете гулять.
МЦ.
Е. А.5 непременно покажите, – она ведь Макса знала и любила. Привет ей и дочери.
12
Clamart (Seine)
10, Rue Lazare Carnot
3-го апреля 1933 г., понедельник
Милый Георгий Петрович,
Все получила, – сердечное спасибо.
А Руднев от меня сегодня получит мое последнее решение: ПОРТЬ ВЕЩЬ САМ, Я – УСТРАНЯЮСЬ. (В письме говорю иначе, но не менее ясно.) Согласия моего на обездушенную и обезхвощенную вещь он не получит1.
Очень жду Вашего ответа на то письмо, с докладом.
Еще раз спасибо. На Пасху – повидаемся? Вы же наверное будете у Н<иколая> А<лександровича>2 м. б. и ко мне зайдете? Только пораньше, чтобы гулять. Будете писать – упомяните и об этом. Всего лучшего!
МЦ.
P. S. Это не мой герб, а герб Сосинского: его конверт3.
13
Clamart (Seine)
10, Rue Lazare Carnot
6-го апр<еля> 1933 г.. четверг
Дорогой Георгий Петрович,
Постарайтесь мне продать несколько билетов, а?1 Такие отчаянные пасхальные и термовые дела. Цена билета 10 фр<анков>, посылаю пять. Знаю, что трудно – особенно из-за Ремизова2 – но – попытайтесь?
Умоляю возможно скорее прислать мне тему Вашего выступления, необходимо, чтобы появилась в следующий четверг. Некоторые уже поступили, но нельзя же – без Вас!3
ОЧЕНЬ прошу.
Только что РАДОСТНОЕ, НЕВИННОЕ СОГЛАСИЕ РУДНЕВА САМОСТОЯТЕЛЬНО ПОРТИТЬ МОЮ ВЕЩЬ (ВОЛОШИНА).
Милый Макс! Убеждена, что с своей горы4 («БОЛЬШОГО ЧЕЛОВЕКА» – так будут звать татары) с живейшей и своейшей из улыбок смотрит на этот последний «анекдот».
– Ну вот.
Вся эта история с Рудневым и Волошиным называется: ПОБЕДА ПУТЕМ ОТКАЗА5 (моя – конечно!)
А нет ли ХУДОЖЕСТВЕННОГО, ПИСАТЕЛЬСКОГО БОГА, МСТЯЩЕГО ЗА ТАКОЕ САМОУПРАВСТВО?
Умоляю – тему!
МЦ.
7
1 Стихотворение М. Цветаевой «Дом» («Из-под нахмуренных бровей…») напечатано в № 51 «Современных записок», три стихотворения памяти Волошина опубликованы в журнале «Встречи» (№ 4, 5 за 1934 г.).
2 Какую именно статью Бердяева переводила Цветаева, установить не удалось.
3 Описка Цветаевой. Должно быть Е. Н. (Федотова).
8
1 См. комментарий 2 к письму 4.
2 В своих трудах французский философ Блез Паскаль (1623–1662) развивал представление о трагичности и хрупкости человека, находящегося между двумя безднами – бесконечностью и ничтожеством.
3 О публикации очерка «Живое о живом» см. письма к В. В. Рудневу.
4 См. письма к В. Б. Сосинскому.
9
1 Датируется на основе предыдущего письма («Корректуру… доставлю… завтра») и указания дней недели (вторник–среда).
2 Все поправки относятся к статье «Эпос и лирика современной России».
3 Неточная цитата из стихотворения Рильке «В зале» (1906).
10
1 См. также письмо 67 к А. А. Тесковой (т. 6).
11
1 В. В. Руднев и М. А. Волошин встречались в Одессе в начале 1919 г. Руднев, до момента своего отъезда за границу (5 апреля 1919 г.), находясь в Одессе, возглавлял Бюро земств и городов Союза городов. Волошин в это время приехал в Одессу из Крыма по приглашению своих друзей Цетлиных (см. о них письма к М. С. Цетлиной в т. 6). О пребывании Волошина в Одессе см.: Бунин И. Воспоминания (Париж: ЛЕВ, 1981. С. 189–195).
2 Амари – М. О. Цетлин, постоянный рецензент «Современных записок», консультант отдела поэзии.
3 Сабашникова Маргарита Васильевна (1882–1973) – художница и поэтесса, первая жена М. А. Волошина. В то время жила в Германии. О ее чудном письме см. комментарий 2 к письму 2 к В. В. Рудневу.
4 Сабашников Михаил Васильевич (1871–1943) – издатель, меценат. Двоюродный дядя М. В. Сабашниковой (а не ее брат, как пишет Цветаева).
5 См. комментарий 3 к письму 7.
12
1 См. письмо 2 к В. В. Рудневу.
2 Н. А. Бердяев жил недалеко от Цветаевой в Кламаре (83, Rue du Moulin-de-Pierre).
3 На почтовой корреспонденции и в качестве владельческого знака В. Б. Сосинский применял печатку с гербом, на котором на фоне равностороннего креста были изображены перекрещенные сабля и гусиное перо.
13
1 Речь идет о вечере Цветаевой 20 апреля 1933 г. См. комментарий 2 к письму 104 к С. Н. Андрониковой-Гальперн, а также письмо к Г. В. Адамовичу.
2 31 марта 1933 г. в зале «Lutetia» прошел вечер А. М. Ремизова, на котором писатель прочел свои ненапечатанные рассказы, повесть «Учитель музыки», а также произведения Лескова, Писемского, Гоголя. К вечеру была организован выставка иллюстрированных рукописных альбомов А. М. Ремизова (Последки новости. 1933. 2 апреля). О похожей ситуации см. письмо 3 к В. Н. Буниной («ремизовский <вечер>… подкосил»).
3 Г. П. Федотов был в числе участников, согласившихся выступить в прениях. Кроме него такое согласие дали Г. Адамович, В. Андреев, М. Слоним, В. Сосинский, А. Эйснер и др.
4 Могила Волошина расположена в Коктебеле на вершине хребта Кучук-Янышар. Ср. строки стихотворения «Переименовать!» Приказ – …»: «…у почтительных татар:// – Гора Большого Человека» (т. 2).
5 См. также письмо 19 к В. Н. Буниной.